Становление промышленности Харькова

Харьков

Становление промышленности Харькова

После отмены крепостного права, когда Россия стала на путь капитализма, Харьков развивается как крупный промышленный центр машиностроения и металлообработки. 

В 1899 году в городе действовало 259 заводов и фабрик, из них 59 предприятий машиностроения и металлообработки, на которых было занято 11 608 человек

Важную роль в промышленном развитии Харькова сыграло строительство железных дорог. 

В 1869 году железная дорога связала его с Москвой, Петербургом и Ростовом, а с постройкой Харьково-Севастопольской, Харьково-Николаевской и Юго-Восточной (Балашовской) железных дорог город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов России.

На рубеже XIX и XX веков Харьков продолжает расти как крупный промышленный и железнодорожный центр юга России. 

К 1917 году число предприятий машиностроения и металлообработки превысило 150, а количество рабочих на них возросло до 35 000. В городе были учреждены конторы крупнейших в России синдикатов «Продамет» и «Продуголь», проходили съезды горнопромышленников.

Харьков революционный

После установления советской власти на Украине последовали годы борьбы с австро-германским нашествием, гражданской войны, но затем начался процесс бурного хозяйственного развития Харькова, который в 1919 году был провозглашен столицей Украины. 

Уже к концу 1925 года были восстановлены все промышленные предприятия города, продукция которых составляла пятую часть всего производства украинской республики. 

С 1926 года была начата модернизация харьковских заводов и фабрик, что привело к повышению их производительности труда в среднем в 1,5 — 2 раза по сравнению с довоенным периодом, а завод "Свет шахтера" выпускал в 1928 году продукции в 35 раз больше, чем в 1913. Наряду с этим харьковчане самоотверженно трудились и на строительстве новых заводов.

Харьков из прошлого

Первого октября 1931 года с конвейера Харьковского тракторного завода — одного из гигантов советской тяжелой промышленности — сошел первый трактор. Через три года был введен в действие турбогенераторный (ныне турбинный) завод им. С. М. Кирова, были простроены заводы: станкостроительный, маркшейдерских инструментов, подъемно-транспортного оборудования, санитарно-технического оборудовния, тракторных запчастей «Поршень», «Гидропривод» и др. 

В 1940 году в Харькове действовало 1200 предприятий, на которых трудились 300 000 человек, объем выпускаемой ими продукции в 12 раз превысил уровень 1913 года. Заводы Харькова тогда давали 40% машиностроительной продукции Украины и 6% — всего Советского Союза. 

Интенсивное развитие Харьковского железнодорожного узла продолжалось, сопровождаясь внедрением новейшего оборудования.

14:57
252
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!